В ходе своей деятельности приходилось работать с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. И к большому моему сожалению, часто взрослые воспринимают данную категорию детей не как тех, кому трудно, а как тех, с кем трудно.
Приходится периодически работать с будущими вожатыми в рамках данной тематики. В целях объяснения вожатым –новичкам на одном из занятий принцип работы с данной категорией детей, провожу некое действие, сопровождаемое легендой, которую придумал сам.
«В одном дворе небольшого города жила счастливая семья. Мать, отец и дочь. Но случилась беда, и отец остался с дочерью один. Как принято в сказках, погоревав, отец женился второй раз. В дом пришла мачеха, а с ней две ее родные дочери. Мачеха и дочери постепенно заняли главенствующее положение в доме. И «дочь отца» стала прислуживать. Одним из требований в доме было то, что девушка должна была каждый раз подавать горячую пищу к столу. Девочка так часто обжигала ладони, что в скором времени ее руки покрылись страшными шрамами и наростами и она перестала чувствовать, на сколько сильно нагрелся или раскалена посуда.
Однажды девушка увидела на улице мерзнущего мальчишку, который не мог попасть в дом, так как забыл ключ. Девушка налила горячего чая и вынесла бедняге. Но в момент, когда парнишка попытался взять стакан с горячим напитком, сильно обжегся. Он бросил стакан, сказал какие-то обидные слова и ушел. Девушка заплакала. Она просто хотела помочь…»
После легенды продолжаем говорить о том, что очень часто поведение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вызвано некими причинами, от них не зависящими. «Наросты» мешают ребятам реально воспринимать то, что они могут своим поведением делать кому-то больно. Малоопытные вожатые пытаются решить проблему разом, в первые дни смены ,чтобы избавить себя от проблем, радикально что ли, начинают воспитывать, возводить «поведенческие рамки», «наказывать», одним словом — «срезать» «наросты».
Это приводит еще к более сложным последствиям. А на самом деле требуется «крем для рук» (образное объяснение других приёмов и методов работы), который необходимо каждый день терпеливо «втирать в ладони ребенка». Чтобы он, ребенок, он смог «чувствовать» (принимать этот мир) так же, как и мы.
Опять же встает вопрос: когда мы избавим от «наростов» ладони ребенка, а он вернётся в прежнюю среду, не придётся ли ему испытать тут же боль и пройти опять адский путь с горячей посудой. Сможем ли мы научить его пользоваться ухватами или одевать «кухонные варежки» за 21 день в лагере?