«Адекватность к детству»(«педагогические думки»)

На одном из событий, где обсуждалась  тема качеств, которые должны быть присущи/не присущи вожатому, а так же в какой-то мере человеку, занимающемуся воспитанием, озвучил  такое качество как «адекватность к детству».

В моем понимании, адекватность к детству – это восприятие поведения ребёнка и его поступков   со скидкой на то, что он — ребенок.

 Бегать на переменах  в школе – это нормально для детства. Не засыпать сразу же после отбоя в детском лагере, а перешептываться и переговариваться – тоже норма для ребят. Кричать очень громко в спортзале и кувыркаться на матах (не выкрикивая при этом матов, конечно), тоже нормально.

Но часто мы, взрослые, считаем, что ребенок «нарушает». Нарушает наши, взрослые, и как мы считаем более правильные и адекватные нормы, правила, требования. Нам уже не нужно то, в чем испытывает потребность ребенок. И мы считаем нужным запретить. Придумать дежурных на переменах, записи в дневнике: «Плохо вел себя на перемене!», не пускаем в спортивный зал вне урока  и требуем  «оглушающей тишины» после отбоя.

Воспитываю в себе чувство адекватности к детству, ругаю себя за моменты, когда «неадекватен». При этом все чаще задумываюсь, а где гранится «адекватности к детству»? Где должна заканчиваться «гибкость к детству»? Где виноват именно ребенок, а где его поведение —  результат неверного воспитательного процесса, а он вынужден получить на себя всю порцию негодования взрослых? Где ему еще можно «не понять  с первого раза»?