Новогодний проект. Зачем?

Четвертый раз к Новому году  мы с ребятами и педагогами из Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей готовим массовую новогоднюю постановку. С каждым годом творческий процесс становится более осмысленным и более значимым. Работа эта не режиссерская, а педагогическая. Вот некоторые позиции, которые характерны для процесса подготовки именно в этом году.

1.Взаимодействие. В проекте приняли участие 53 человека — воспитанники, педагоги, родители, приглашенные специалисты. Взаимодействие друг с другом в различных форматах позволило достичь некоторых результатов. Главные из них – выход на новый уровень общения, получение интересной информации, освоение дополнительных навыков.

Из жизни: в течение 2 месяцев 50 человек взаимодействовали друг с другом на пространстве актового зала по 2 часа 2-3 раза в неделю, не считая индивидуальных и групповых репетиций, организационной подготовки.

2.Изменения в себе. В процессе коллективной деятельности шло активное формирование не только навыков, но и самовоспитание, воспитание, в том числе через пребывание в коллективе. За эти два месяца каждый из нас немного изменился.

Из жизни: правильное распределение времени, подчинение личных интересов коллективным, необходимость инициативы и ответственности, борьба с комплексами, самоконтроль и еще много чем нам пришлось работать в процессе изменения себя.

3.Сценическое мастерство. 50 ребят   2 месяца работали над «картинкой», которая будет показана со сцены. Получен как опыт работы на сцене, так и заложены основы отношения к сцене вообще.

Из жизни: как правильно выйти на сцену, как и где встать, куда деть руки, какое выражение должно быть на лице, что одеть/обуть, как вести себя тихо за кулисами(когда там почти 40 человек),чем дополнить свое пребывание на сцене.

4.Актёрское мастерство. 20 ролей. Кто-то чувствовал себя на сцене привычно и продолжал развивать свое актёрское мастерство, кто-то делал первые шаги, кто-то вышел на сцену на секунды и первый раз.

Из жизни: уже на репетициях выход некоторых «новичков» веселил и радовал больше, чем свежая комедия. А некоторые ребята говорили написанное на бумаге так, что невольно начинал вдумываться в то, чему не придавал никакого значения. А про то, что нельзя выглядывать из-за кулис и кривляться для тех, кто сидит на крайних рядах, бегать перед постановкой по сцене и залу в костюмах, запрыгивать и спрыгивать со сцены «вне сценария» усвоило большинство.

5.Вокальное мастерство. В рамках постановки прозвучало 6 песен, от уровня исполнения которых так же многое зависело. В процессе подготовки песенные композиции подбирались, обсуждались и даже заменялись, а от некоторых мы даже отказывались в процессе.

Из жизни: в постановке использовались песни не по принципу «что там у вас есть в репертуаре». Подбирались, разучивались, осваивались и даже ранее и часто не слышанные. Что требовало дополнительной работы. Важно было сделать так, чтобы зритель, услышав первый раз не «раскрученную» песню, принял ее, вслушался в слова и понял, что мы хотим сказать.

6.Хореографическое мастерство. Танцевать дано не всем. В большинстве случаем мы оспариваем данное выражение своими массовыми танцами. Не просто ходьбой по сцене под музыку, а именно танцами. Кто-то делает это первый раз и после того, как это у него получается, мы уверены, что это будет не последний раз. Именно в рамках танцев постановки большинство ребят повысили свою самооценку как исполнителей танцев.

Из жизни: в двух массовых танцах одновременно вместе с занимающимися танцами ребятами танцуют практически все герои, принявшие участие в постановке. Чтоб принимать участие в главных танцах, достаточно было только желания. А в одном из эпизодов танцуют ребята, которых мы чаще видим в тренажёрном зале ,чем за оттачиванием танцевальных па.

7.Литературное мастерство. Все, кто сказал со сцены главные монологи, прошли «литературную школу»: от разучивания с интонациями и выражениями до подбора слов, самостоятельного написания монологов с последующей редакций и доработкой, а так же конечно же узнали много нового из мира литературы.

Из жизни: в постановке звучит 14 сонетов, написанных поэтом Александром Рухловым по принципу «Венок сонетов». Теперь никто не поставит нас в тупик, спросив ,что это такое.

8.Мастерство игры на музыкальных инструментах. Воспитанник, умевший играть на гитаре, потратил некоторое количество личного времени ,чтобы сыграть то, что мы хотели услышать.

Из жизни: мы не исходим из позиции «Играю «боем», могу что-нибудь подыграть». Все мы попали в ситуацию роста. Кто-то — в игре на музыкальных инструментах.

9.Новые знания. В одной из первых постановок, благодаря сюжету, все узнали классическую историю Сирано де Бержерака. В этот раз ребята, пока готовились ,так же узнали новые имена и факты.

Из жизни: сложно сыграть героя, которого не видел и не знаешь. И у одного из актеров встала проблема — он играл не так. Причина в том, что он не ознакомился с творчеством человека, которого оны пытался отобразить на сцене. Ошибку исправили. Узнать что-то новое будет возможность в том числе и у зрителя.

10. Система ценностей. Осознавая и понимая, что ты говоришь со сцены, ты начинаешь задумываться. Думая, закладываешь некоторые жизненные позиции.
Из жизни: наш постоянный зритель на репетиции – местный охранник — подверг критики нравственность одного из прототипов постановки. На что мы ответили, почему она нам симпатична и какой факт заставляет нас разделять и ее систему ценностей. Пусть и частично.
11.Люди . В рамках подготовки есть возможность открывать для ребят ЛЮДЕЙ. Давать им возможность попасть в поле общения и работы интересных, успешных, творческих. С кого можно брать пример.
Из жизни: в этот раз мы работали с Софией Двининой(руководитель школы танца «Эскабика» и Петром Рязановым (руководитель группы продакшена «Бункер-Медиа»),фотографом Катей Карповой и ее подопечными.

12. Ребята. Постановка становится настоящей тогда, когда она начинает принадлежать ребятам. Когда все, что они говорят, танцуют, поют, показывают трудно представить в исполнении других.

Из жизни: 2 месяца загруженные физиками – химиями -математиками-билогиями-литературами, режимными моментами, требованиями, отвлеченные от личной жизни и свободного времени, ожидали они за кулисами и маячили в актовом зале в группе организаторов, чтобы получить право считать эту постановку СВОЕЙ.