Данная статья предназначена не для «матерых», «профессиональных» кэвээнщиков и руководителей команд КВН «семь пядей во лбу», живущих КВНом. Она для педагогов, готовых использовать игры КВН как инструмент работы с детьми.
Сказать, что я увлечен играми Клуба Веселых и Находчивых не верно. Правильнее сказать, что я работаю с детьми и как одну из популярных форм в среде молодёжи использую игры КВН. Пришел к этому не сразу, а когда отбросил излишние амбиции, искаженный энтузиазм, стремление приносить в зубах начальству кубки и грамоты и прочую ерунду, к педагогике не относящуюся…
Впервые стало страшно, когда ребята из «Ступеней» — одного общественного объединения, являясь друзьями и товарищами в общественном объединении, играя за разные школы, достаточно грубо пообщались перед игрой. Именно тогда задал себе вопрос: «Ради чего?». Постепенно восприятие и отношение к школьному КВНу эволюционировало и уже сегодня готов поделиться некоторыми мыслями.*
*Представленный опыт – результат работы со школьными командами КВН Кетовской средней школы и Детско-юношеского центра села Кетово (2000-2012) и Лицейской Лиги КВН Курганского областного лицея-интернат для одаренных детей(2011-настоящее время).
1. В игру КВН либо можно играть постоянно, либо «раз в год» — «по положению из УНО».
Либо вы играете круглый год, устраиваете внутренние игры, товарищеские встречи, выезжаете к соседям/друзьям в другие Лиги, либо ждете вызова к директору или замдиректора. Отсюда степень притязаний. В первом случае, вы действительно играете в КВН, во втором — готовитесь к ОЧЕРЕДНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ. А значит, будьте сразу готовы «Главное не победа…» и настройте на эту волну ребят.
Из опыта: В Лицейской Лиге КВН мы играем 3 кубка — осенний, зимний, весенний. Это позволяет держать форму и развиваться. Итог – сами себе пишущие, сами ставящие «на ноги» материал, команды. Плюс несколько внешних игр в течение учебного года.
2.О настрое ребят.
ВЫ – педагог. И во многом именно от Вас зависит, как будут реагировать ребята на результат игры. Не делайте победу/кубок/главный приз/самый большой и вкусный торт — единственным измерителем успеха. Кубок можно заказать, главный приз иногда дешевле потраченного, самый большой и сладкий торт по дороге домой в кондитерской. Исходите из позиции «ОПЫТ-РЕПУТАЦИЯ-РЕЗУЛЬТАТ». И делайте скидку на «подводные камни»- дрались в детстве с одним из членов жюри, в команде соперников — сын мэра, вы не из этого города, член жюри сам никогда не играл в КВН, любит песни и танцы и прочее. А вы решили, что только победа и больше ничего!
Из опыта: В последней игре участие принимали 3 команды. Все 3 не могли бы никак занять первых и даже призовых мест, а может быть не смогла бы не одна. А это недостигнутая цель. Поэтому мы поставили 3 цели:
Удовлетворительно — войти в 8-ку из 11 участников
Хорошо – в 5-ку из 11 участников
Отлично – призовые места.
3.Цена победы.
Вы все равно решили побеждать любой ценой. На ровном месте. Не имея своей лиги, не играя никогда в официальных Лигах, второе место вам уже не интересно. Тогда будьте готовы выложить некую сумм денег для:
— сценаристов;
— опытного играющего в официальных Лигах кэвээнщика, а к нему педагога-методиста, потому что как показывает практика, не все кэвээнщики соблюдает элементарные Единые педагогические требования или могут внятно донести, чего они хотят от ребят и сделать так, чтобы ребята это поняли, не могут допустить и на секунду, что то, что он делает на сцене 5 лет, не может повторить ребенок, который этого не делал никогда, а так же провести 10 репетиций, чтобы команда все запомнила;
— нанять хорошего звукооператора;
-разработать и оплатить костюмы;
— арендовать качественную аппаратуру;
— арендовать зал с нормальной сценой;
-вывезти команду за город на 2-4 суток для погружения;
-побывать в шкуре директора команды (попросить для выступления скелет головы мамонта в Краеведческом музее, найти парик из настоящих волос Укупника и решить несколько сот других задач);
— потратить уйму личного времени.
Из опыта: До сих пор я трачу к одной игре уйму не оплаченного времени, деньги, которые не возвращаются, рискую испортить отношения, повреждаю и теряю личное и чужое имущество, остаюсь в должниках, отказываю себе в книгах, фильмах, отдыхе и спокойной жизни.
4. А смысл?
«А смысл тогда принимать участие, если не побеждать?». Смысла здесь больше, чем в проведении Зимней Олимпиады в.. впрочем, к теме. Смыслов огромное количество. Вот некоторые из них: ребята заняты, узнают что-то положительное новое под руководством взрослого, получают навык пребывания на сцене, работы с микрофонами, сценической речи и актёрской игры, расширяют кругозор, взаимодействуют, сплочаются, вы узнаете много нового для себя — от имени Гуфа и кто это такой до популярных тем и сленга в молодёжной среде, а ребята начинаю смотреть новости, интересоваться новостями спорта, кино, музыки, политикой, внутренней и внешней, находя новых друзей, учатся организовывать свое время, узнают имя отчество директора ДК или сторожа школы, где с вами засиживаются до поздно и прочее, прочее, прочее…
Из опыта: все перечисленное выше из опыта.
5. Можно расслабиться?
НЕТ! Только не это! Я готов горько плакать, когда ни в чем не повинные ребята просто выставляют себя не в лучшем свете (очень мягко, мягко, мягко сказано). Куда вы смотрите, педагоги, руководители, взрослые???? Хорошо, вы плохо разбираетесь в КВНе, но:
— вы же можете проконтролировать, в чем ребенок выйдет на сцену (последний хит – белая рубаха и спортивные штаны с лампасами) и посмотреть, чтобы сменил уличную обувь на более подходящую для сцены;
— дать в руки карандаш, маркер, линейку, скалку и сказать, чтобы говорил в ЭТО, а потом на месте этого будет радиомикрофон или поставить стул с привязанной шваброй и сказать, чтобы говорил в верхнюю часть палки-ручки, а потом это будет стойка;
— провести более 10 репетиций, пока ребята не будут делать одно и то же одинаково;
— выучить 3 скороговорки, которые произносить перед игрой;
— выучить элементарные правила поведения на сцене (скачайте в Интернете, пригласите методиста из ДК, тех, кто когда-то выступал на сцене);
— показать другим учителям или взрослым и узнать: «Не пошло ли?» и «Смешно ли?»
— в конце концов, посмотреть КВН по телевизору, в записи в Интернете и прочее, прочее, прочее…
Из опыта: Основа хорошей игры для меня наступает, когда команда может повторить выступление один в один несколько раз подряд в последние два дня перед выступлением. Не всегда добиваюсь этого (как последний раз), но все же.
6.Имейте совесть и учите этому.
Менее всего хотелось бы, чтобы игры КВН стали территорией мерзопакости и грубости. Еще менее хочется объяснять ребятам после игры, почему руководитель другой команды подсказывал на разминке и присылал им смс с ответами, почему порвали наш реквизит и смеялись, когда унесли микрофоны в другую кулису, почему были «тыреные» шутки, почему команда отказалась выйти и помочь в массовке, а болельщики кричали обидные слова и кричалки: «Лучше наших на сцен все равно никого нет!»
Из опыта: неприятно вспоминать.
7.Вы в ответе за НИХ.
Возвращаясь к предыдущему пункту – за ребят целиком отвечаете вы. Это ШКОЛЬНЫЙ КВН. Учите. Учите правильно заходить на сцену, уважать соперника, бережно относится к реквизиту, соблюдать дисциплину, «гуглите» «на штурмованные» и принесенные шутки. Кстати, пришедшие за вас болеть тоже на совести/имидже вашей команды, а значит и вас. Будьте всегда рядом, пока не будете уверены в ребятах. Будьте готовы к казусам.
Из опыта: Игрок одной из команд, с которой работаю, подошел и пожелал Виктору из команды КВН «Союз», не дошедшей до финала Высшей Лиги, удачи в финале. Виктор отреагировал достойно, пообещав, что в следующем году обязательно все будет.
8. Играйте в КВН
Учите играть в КВН, а не играть игру в КВН. Не пишите готовых сценариев, корректируйте и отдавайте свой материал более старательным, дайте возможность поставить материал на ноги самостоятельно, а затем подключайтесь, тренируйте разминку, разбирайте ошибки, учите «штурмовать», а затем «гуглите», смотрите, обсуждайте, разбирайте КВН. Уделяйте больше внимания процессу подготовки («Тяжело в учении…») и тогда игра будет в удовольствие.
Из опыта: Взваливая на себя большую часть, не давал возможности ребятам научиться самому главному в КВН — самостоятельно писать и ставить «на ноги». Последний год «исправился» и теперь одновременно Лицейскую Лигу, последний раз, представляли 3 команды. В голове витает мысль о новом проекте- 4 команды. Для души.
9. Школьный КВН как средство …педагогическое
Помните, что студенческий КВН и КВН официальных лиг – это немного другой формат, нежели школьный. В-первую очередь, Клуб весёлых и находчивых в школе – это инструмент, а уже потом шоу, престиж, теме более деньги. Когда вы начнете владеть этим инструментом в совершенстве, у вас будет шоу, престиж и даже, деньги.
Из опыта: Пока владею данным инструментом в несовершенстве. Но главными участниками всех шоу-событий в лицее-интернате сегодня являются ребята из Лицейской Лиги КВН, количество команд, играющих вне Лицея-интерната дают некий престиж учреждению, где я работаю. За объединение дополнительного образования «КВН» мне доплачивают как педагогу дополнительного образования.
Вывод: Давайте вместе развивать школьный КВН как эффективный инструмент педагогики! Если найдутся единомышленники, готов в рамках принципов «Живой команды» Курганской области заняться данным вопросом. С днем рождения КВН!
Контакты:
8 912 523 33 41
qurbat@bk.ru